Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок

Сказкотерапия, как метод психологической работы с детьми и взрослыми Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП -тренер, арт-терапевт - Логинова Ольга Иосифовна Контактный телефон: 8 916 555-98-10 E-mail: г. Москва Статьи по психологии Логинова Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми В статье дается литературный обзор по теме "Сказкотерапия" с точки зрения отечественных и зарубежных психотерапевтов и психологов. Рассматриваются понятия сказкотерапии, жанры и функции сказок, типологии сказок, архетипические карты "Мастер сказок", основные методы сказкотерапии. Данная статья предназначена для психологов, студентов психологических факультетов, воспитателей и всем кому интересна тема "сказкотерапия". Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми Сказкотерапия — это методиспользующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи. Сказки для гиперактивных детей. Сказки для агрессивных детей. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных. Жанры, используемые в сказкотерапии По определению Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры:басни, легенды, былины, саги, мифы. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. Как пишет Вачков Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и сказкотерапия для дошкольников примеры сказок взрослыми. Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками. При семейном индивидуальном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи,метафоры,и. Они имеют воспитательное и сказкотерапия для дошкольников примеры сказок значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны сказкотерапия для дошкольников примеры сказок, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты. Истории предлагают различные варианты действий. После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы. Одна из важных функций истории — это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта». Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: · о жизненно важных явлениях; · о жизненных ценностях; · о постановке целей; · о внутреннем мире автора в случае авторской сказки. В сказке в символической форме содержится информация о том: · как устроен этот мир, кто его создал; · что происходит с человеком в разные периоды его жизни; · какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; · какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; · какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; · как приобретать и ценить дружбу и любовь; · какими ценностями руководствоваться в жизни; · как строить отношения с родителями и детьми; · как прощать. Художественные сказки К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании. Народные сказки Наиболее сказкотерапия для дошкольников примеры сказок народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня. В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды. Сказки о сказкотерапия для дошкольников примеры сказок, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка. Работа сказкотерапия для дошкольников примеры сказок этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы сказкотерапия для дошкольников примеры сказок дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную сказкотерапия для дошкольников примеры сказок в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей старше 7 лет и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6—7 лет. Работа со сказками начинается сказкотерапия для дошкольников примеры сказок ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию. Авторские художественные сказки Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Пантелеева подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда сказкотерапия для дошкольников примеры сказок теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т. Дидактические сказки В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху. Психокоррекционные сказки Ткач Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Герои сказки справляются с трудностями. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной. Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется. По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, сказкотерапия для дошкольников примеры сказок также объяснение ребенку смысла происходящего. Надо сказать, сказкотерапия для дошкольников примеры сказок применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту примерно до 11—13 лет и проблематике. Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений. Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. Психотерапевтические сказки Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, сказкотерапия для дошкольников примеры сказок увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки сказка Аксаковасказки зарубежных авторов «» и «Спящая красавица» Есть мужские сказки «Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина. В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка "" Мамин-Сибиряк По мнению французского психиатра, доктора медицины и психологии Жана Годэна сказки Перро можно использовать при конкретных проблемных ситуациях. Так, например, сказку "Спящая красавица" можно применять при работе с детьми, переживающих кризис, а сказку "Ослиная шкура" при проблеме инцеста, "Мальчик с пальчик" - с брошенными детьми. К детским сказкам условно можно отнести: Перро, и русские народные сказки «»,сказкотерапия для дошкольников примеры сказок ряд других сказок русских и зарубежных авторов. Особенности сказкотерапии с детьми По мнению ряда авторов: Савченко При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа. От психолога требуется выполнение следующих условий: · При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; · Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; · Нельзя допускать затянувшихся пауз. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: · Ситуация не должна иметь правильного готового ответа принцип «открытости» ; · Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; · Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи. Однако, как пишет Чех В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки « », «», « ». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 сказкотерапия для дошкольников примеры сказок. Основные методы сказкотерапии По мнению Чех Метод «Рассказывание и сочинение сказки» Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно сказкотерапия для дошкольников примеры сказок, а не читать, т. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Метод «Рисование сказки» Желательно после сказкотерапия для дошкольников примеры сказок сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции. Как считает Чех Метод «Изготовление кукол» Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой При этом у детей развивается мелкая моторика сказкотерапия для дошкольников примеры сказок, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека. С точки зрения Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок куклами позволяет снять нервное напряжение. Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи Цитат. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия. Развитие грубой и мелкой моторики. Профилактика и коррекция страхов. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни. Коррекция отношений в семье. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек. Метод использования карт "Мастер сказок" В работе используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт "Мастера сказок" является Зинкевич-Евстегнеева Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов: · Дорога · Государство · Помощник · Творец · Сезонность · Доброе сердце - холодное сердце · Тело боли · Авгиевы конюшни · Распутье · Божественное вымя. В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для сказкотерапия для дошкольников примеры сказок, задания для взрослых и детей. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика» Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей. С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Для первого знакомства Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами Цитат. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать сказкотерапия для дошкольников примеры сказок из фольги, размером 30 на 30 см. Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что: · Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории сказкотерапия для дошкольников примеры сказок Ганса, описанной Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»; · Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них; · Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации. Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы,арт-терапии. Одним сказкотерапия для дошкольников примеры сказок интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп. Как пишет Сакович Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным». Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать сказкотерапия для дошкольников примеры сказок диагностики, коррекции, развития и сказкотерапия для дошкольников примеры сказок. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. Метод «Кататимный подход в сказку» Структура занятия состоит из четырех фаз: Фаза предварительной беседы 15-20 минут. На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказкотерапия для дошкольников примеры сказок. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки. Фаза релаксации 1-5 минут. Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию. Фаза представления образа в среднем около 20 минут. Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы. Фаза обсуждения 5-10 минут. Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2. Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3. Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок интеллектуальное развитие с IQ ниже 85; 4. Заключение Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки сказкотерапия для дошкольников примеры сказок психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов Вачкова Описаны основные методы сказкотерапии. В заключении можно сказать, что специалист -сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту сказкотерапия для дошкольников примеры сказок следованию за ним. Развитие самосознания через психологическую сказку. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Формы и методы работы со сказками. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. Технологии игры в песок. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. Русские народные сказки Авторские сказки ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта допускается только при указании имени и фамилии автора статьи. Гиперссылка на сайт обязательна.



copyright © altaygorniy.ru